Светскость и национальная идея

Казахстанская правда

Светскость и национальная идея

22.11.2013

Нормально развиваться общество может только при условии достаточно прочного единства в душах и умах граждан

«Мы вступаем в такой период развития нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка», – говорится в Стратегии «Казахстан-2050». Дискуссии о национальной идее продолжаются уже два десятилетия. Казалось бы, речь должна идти прежде всего о существе дела, о содержательной стороне идеи и лишь затем о ее форме, слогане, конкретных адресатах. На деле сущность идеи почти не обсуждается, тогда как формальная сторона обсуждается весьма горячо.

В этой статье мы ни в коей мере не пытаемся предложить некий конкретный идеологический концепт в качестве руководящей идеи. Тем более что истинная идея рождается как внезапное озарение, она возникает спонтанно, как правило, из среды народа, как своеобразный метаисторический факт, а не изобретается в кабинетах ученых. Поэтому попытаемся просто поразмышлять, без претензий и крайностей, над этим актуальным, сложным и тонким вопросом, причем только в одном аспекте. Должна ли нацио­нальная идея носить светский характер или же быть идеей религиоз­ной? Такая постановка вопроса в последнее время явно или подспудно присутствует в общественном сознании в связи с расширением влияния исламской религии в мире и в нашей республике.

Что же такое национальная идея в своем существе? Мыслители прошлого подчеркивали глубокую, сущностную связь понятия идеи с понятием идеала. Идея несет в себе зародыш более гармоничной жизни, потому что являет собой способ разрешения противоречий. Идея озаряет и делает видимым то, что было скрыто, она из тьмы высвечивает истину.

Миссия национальной идеи всякого народа заключена в объединяю­щем начале, в созидательной внутренней энергии, а также, конечно, в идее развития, в нацеленности этой энергии в будущее. Единственная истинная задача всякого народа, указывал, например, русский философ Владимир Соловьев, состоит в том, чтобы участвовать по мере сил и дарований в развитии общей цивилизации человечества. Иначе говоря, каждая нация, каждый этнос – не обособленный «организм» среди других, а неотъем­лемая часть «организма» всего человечества.

Это напрямую относится к тем странам и народам, которые своим этническим составом и исторической судьбой укоренены в государствах многонациональных и поликонфессиональных. Именно таков Казахстан с его уникальным этнокультурным характером. Не случайно в Конституции записано: «Мы, народ Казахстана». Такое соединение единого и многообразного в условиях современной цивилизации становится нормой.

«Эпоха мононациональных государств канула в Лету», – отметил Президент Нурсултан Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050».

В потоке истории меняется положение народов, стран, континентов. Меняется соответственно этому и феномен «национального». Все быстрее формируются новейшие формы общности людей, еще более глобальные, нежели нация-этнос и даже нация-согражданство.

В условиях казахстанского общества уже неприемлем единый идеологический концепт. Современный мир – мир идейного плюрализма, который не просто превалирует в общественном сознании, но выступает в качестве сознательной установки. В этих обстоятельствах почти невозможно рассчитывать на полное единство в миропонимании, на общность целей и интересов разнообразных индивидов и слоев общества. Казахстан весьма многогранен и внутренне дифференцирован по составу населения, доходам, условиям проживания.

Таким образом, единый идеологический концепт, который полностью отвечал бы интересам всех без исключения граждан Казахстана, не нужен, да и вряд ли возможен на данном этапе развития респуб­лики. Тем более что само понятие «идеология» содержит в себе немало негативных оттенков, что хорошо известно из исследований многих философов и историков. Иными словами, введение единого идео­логического концепта стало бы искусственным насаждением системы требований, неприемлемых для многих казахстанцев.

В то же время необходимо сущностное единство в миропонимании и основных ценностях граждан страны. Феномен идейного плюрализма содержит в себе реальную опасность релятивизма, а значит – мировоззренческого расслое­ния общества и в конечном счете угрожает ему распадом. Эта угроза подтверждается многими сегодняшними событиями в мире, которые в определенной степени коснулись и Казахстана. Противостояние религии и атеизма с одной стороны и примеры постепенного срастания государства и религии – с другой; идейный радикализм, международный терроризм – все это свидетельствует о том, что нормально развиваться общество может только при условии достаточно прочного единства в душах и умах сограждан. Речь идет о единстве именно внутреннем, а не о внешнем однообразии, унификации.

Светскость и конфессиональность выступают в этом отношении двумя полюсами, двумя противоположными стратегиями национального единства развития. Огромное многообразие религий в Казахстане делает невозможной религиозную основу национальной идеи в респуб­лике. Могут возразить, что дело не в количестве верующих или неверующих, а в качестве самого мировоззрения. В принципе это так. Однако дело осложняется рядом обстоятельств.

Прежде всего надо отметить, что на территории нашей респуб­лики, как известно, сложился особый, «народный» тип ислама. Мир тюркоязычных народов создал богатейшую культуру, тысячелетиями вступая в диалог с шумеро-вавилонской, семитской, египетской, китайской, позднее – с русской

и западноевропейской культурами, сохраняя свою внутреннюю целостность и этнокультурную самобытность. В тюркском восприя­тии ислам преобразился, синтезируясь с доисламскими народными верованиями, прежде всего, тенгриан­ством и зороастризмом. Синтез этот был осуществлен приобще­нием к хорасанскому суфизму, органично отвечающему характеру кочевого народа.

Кроме того, в современном Казахстане налицо разделение населения по религиозному, атеистическому признаку, большое разнообразие религий. Ожидать полного консенсуса всех этих направлений не приходится. «…Нельзя преодолеть до конца имеющиеся различия, тем более что порой они затрагивают основы великих религий», – справедливо указывал Президент Нурсултан Назарбаев на Съезде мировых и традиционно-национальных религий в сентябре 2003 года в Астане.

Кроме того, в национальной идее важно сочетать традиционность с инновациями. А это возможно только при условии, если объединительная идея будет иметь качество инварианта, который, по определению, есть то, что, существуя от века, из глубины времен ведет в будущее.

Снять противоречия между религиозным и светским началами жизни общества позволяет, на наш взгляд, такое качество, как духовность. Она шире светского и религиозного, взятых по отдельности и вместе, в то же время составляя сущностное ядро того и другого. Что же такое духовность – не прос­то как модное слово, а как конкретное понятие?

К сущности духовного следует отнести высшие или абсолютные ценности. Они имеют статус чего-то глубоко ценимого, священного, следовательно, носят сакральный характер. На внешнем плане они проявляют себя в виде общечеловеческих норм нравственности (как той высшей морали, которая в своем генезисе отличается безусловностью). Говоря иначе, духовность есть способность никогда не воспринимать окружающее отрицательно, никогда ни о ком не думать плохо. Такова минимальная, или «нормальная», мера духовнос­ти. А в своем высшем проявлении духовность – это способность бесконечно отдавать тепло души и творческие дары окружающим, забывая про себя.

Развернув приведенное определение, мы получим достаточно полное, связное и наиболее глубокое понятие о том, что такое человеческая духовность. Это – внутренне-чувственная способность высшей формы Любви, качество полного доверия к бытию, благорасположенности ко всем и ко всему окружаю­щему и бескорыстного стремления дарить ему творения своих рук.

Из этого следует, что духовность не выводима из инстинктов, которые, по сути своей, имеют природно-эгоистический характер. Она вооб­ще не принадлежит холодно-бесстрастным в своей непреложнос­ти законам природы («звездного неба над нами») и, соответственно, беспристрастно-целесообразным в своей объективности проявлениям разу­ма как атрибута природы.

Духовное начало есть в точном смысле понятия «внутренний мир» человека, в отличие от мира внешнего. Поэтому духовность есть то, что отличает человека от всей природы, делает его уникальным и бесконечно ценным во Вселенной. Духовность – это действительность нравственного закона внутри нас, который требует как минимум абсолютной невредоносности в отношении всего окружающего, а как максимум – творческого самоотречения во имя более высокой гармонии бытия.

О том, что понятие духовности объемлет собою как религиозное, так и светское начало, свидетельствует и таинство происхождения духовности, и провиденциальный характер духовных законов, его нацеленность на подлинное развитие человека. Таким образом, можно сказать: духовность как внутренняя основа национальной идеи есть не что иное, как простые и вечные нормы нравственности, особо акцентированные в основных религиях мира, включая ислам.

Духовностью создается чувство родства со всем миром, следовательно, со всеми людьми: с членами семьи, с близкими и дальними родственниками, единоверцами и иноверцами, гражданами твоей и гражданами другой страны. Духовность тем самым являет собой самый широкий масштаб подлинно человеческого в человеке. Этот масштаб, этот высокий уровень внутреннего развития важно поставить во главу угла при обучении и воспитании новых поколений. Формироваться и расцветать по законам человечности или деградировать и погибнуть – такова историческая дилемма, которую призвано решить образование, вне зависимости от того, светское оно или религиозное.

Духовность как система высших, абсолютных нравственных ценнос­тей занимает важнейшее место в традиционной культуре казахского этноса, которая, как показы­вают научные исследования, характеризуется в первую очередь феноменом этичности. Классики казахской философии – Чокан Валиханов, Абай, Шакарим – посвятили многие страницы своих трудов размышле­ниям о факторе объединения народа. Абай в «Слове шестом» размышляет о том, у каких людей бы­вает единство и как они добиваются согласия между собой. «Полагают, что это – общность скота, имущес­тва, еды» («нефтяных» долларов, сказали бы сегодня), однако это отнюдь не главное. Абай призывает к единству прежде всего в умах, а не в общности материальных благ. Эта установка на единство в понимании мира, окружающей действительности, человеческих отношений – важнейшая мысль классика казахской культуры.

На земле Казахстана во все времена, от Коркыта до Шакарима, в центре философских поисков стоял вопрос: что значит быть человеком? Что мешает, а что способствует становлению подлинной человечности? При этом особенность казахской мысли в том, что она, в отличие от иных типов философии, не пытается растворить человека в том или ином высшем начале, или, напротив, отринуть высшее начало и «приземлить» человека. Свою задачу казахская философия видит в том, чтобы правильно выстроить отношения человека с человеком. Эта идея подлинного, нравственного

развития человека составляет, пожалуй, главную отличительную черту классической казахской мысли. «Адам бол!» – призывал Абай.

Это актуально как никогда в сложных, во многом противоречивых условиях современной эпохи глобализации. Сегодня мы, даже говоря на одном языке, зачастую не понимаем друг друга, например вкладывая в одни и те же понятия разный смысл. А это значит, у нас в сознании разные мировоззренческие установки. Поэтому только внутреннее движение навстречу друг другу может пересилить этот разъединяющий нас процесс.

Нам думается, что говорить о глубинной подоплеке национальной идеи надо именно как о духовном единстве, о едином понимании ценностей. Высшие ценностно-смысловые ориентиры – интегральные условия взаимопонимания и диалога светской и конфессиональной культуры в казахстанском обществе.

Духовность, по своей сути, есть глубинная основа развития любого народа. Что же касается традиций, обычаев, языка конкретного этноса, то все это суть проявления внутреннего духа, то есть то, что называют культурой, внешним оформлением, огранкой внутреннего начала. Традиционная культура, например, обрядовые формы, связанные со свадьбой, поминанием, почитанием предков, выражает душу людей, составляющих данную нацию. И главным образом потому, что традиции этноса, как правило, изначально нацелены на воспитание лучших человеческих качеств. Разумеется, не все в традициях прошлого необходимо консервировать: культура по-настоящему жизнеспособна тогда, когда не только сохраняет лучшее из прошлого, но, не окостеневая в привычных формах, творит новые и более лучшие произ­ведения.

Завершая эти размышления, подчеркнем в качестве вывода: национальная идея, на наш взгляд, призвана по своему глубинному содержанию стать общенациональной, точнее – подлинно человечной. Ибо человек идентичен не столько тем или другим внешним элементам и детерминантам своей жизнедеятельности, сколько своему внутреннему, сущностному началу, которое есть не что иное, как «я» неэгоистичное, духовное. «Ұждан-совесть» Шакарима и «нұрлы ақыл» – «озаренный, светлый разум» Абая – вот та высота, которой следует держаться как маяка общеказахстанской идеи.

Целостность восприятия мира и человека, единство разума и сердца, духовно-нравственные приоритеты истины, добра и справедливос­ти, особый тип толерантности и доброжелательности – все эти уроки Великой степи в той или иной мере и форме вобрало в себя казахстанское мировосприятие. Иными словами, развитие единого народа Казахстана видится нам в перспективе одухотворенной светскости – в вечном нравственном законе внутри нас, который ведет к самозабвенному творчеству жизни.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ,

академик НАН РК, доктор философских наук,

Сергей КОЛЧИГИН,

доктор философских наук, профессор http://kazpravda.kz/?p=13955



ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 021501, Акмолинская область, город Степногорск, 4 мкр, 1 зд.
ТЕЛЕФОН/ФАКС: 8 (71645) 6-14-25, факс: 6-21-75; ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: stepnogorsk_kanz@akmo.kz
ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОБРАЩАТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ: 8 (71645) 6-16-42
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
© 2018 акимат города Степногорск
разработка портала IT-Expert